Тематические проверки — это выездные проверки по НДС за короткий период, как правило, за квартал.
Проверка проводится по правилам для выездных проверок. В процессе ее проведения инспекция использует все права, которые дает Налоговый кодекс для выездного контроля: проводит опросы сотрудников и контрагентов, изымает документы, приходит осматривать помещения и т. п.
Кому грозят такие проверки?
Проверку назначат тем, кто упорно не хочет слышать доводы камеральщиков о необходимости ликвидировать разрыв или не согласны с ними.
С проверкой придут, если:
- плательщик не подал уточненную декларацию по сделкам с контрагентами, в цепочке которых есть сложные разрывы;
- налоговики считают, что не успеют провести камералку за два месяца и собрать нужные доказательства, например, если у компании есть контрагенты в разных регионах;
- у налоговиков есть сведения о контрагентах-однодневках полученные из Росфинмониторинга или от правоохранительных органов;
- в цепочке контрагентов есть сомнительные компании в других регионах.
В последнем случае налоговики сообщают в УФНС своего региона о выявленной «схеме» и в том числе и о том, кто, по их мнению, является в ней выгодоприобретателем. УФНС обменивается этой информацией с Управлением по месту учета выгодоприобретателя. Для оперативности в таких случаях Управление включает такую компанию в план проверок с тематической проверкой по НДС. Территориальной ИФНС остается только подтвердить схему и доначислить налоги.
Поводом для назначения проверки может стать налоговые претензии даже на несколько сот тысяч рублей. Тематическая проверка проводится с меньшими трудозатратами, ее легче согласовать с УФНС.
Такая ревизия дает возможность изучить деятельность налогоплательщика увидеть слабые места и провести выездную проверку за новый период уже более эффективно. Иногда налоговики после тематической назначают ВНП за более длительный период или приходят проверять и иные налоги.
Благодаря этому угроза тематической проверки отлично мотивирует доплатить НДС.